СПб и регионы России
(812) 275-70-59
Москва
(495) 972-69-80
Скидочная акция
Новые проекты
Из дерева Проект дома A-049-1D Проект дома G-068-1D Проект дома J-136-1D Проект дома L-244-1D Из кирпича Проект дома J-194-1K Проект дома K-196-1K Проект дома K-234-3K Проект дома L-235-1K Проект дома M-311-1K Проект дома M-312-1K Проект дома M-323-1K Проект дома M-621-1K Проект дома S-450-1K Проект дома S-503-1K Проект дома T-318-1K Проект дома V-901-1K Проект дома V-915-1K Из пеноблоков Проект дома B-112-1P Проект дома I-060-1P Проект дома I-188-1P Проект дома J-176-5P Проект дома J-189-5P Проект дома J-202-5P Проект дома J-207-5P Проект дома J-208-3P Проект дома K-161-1P Проект дома K-189-1P Проект дома K-216-3P Проект дома K-327-1P Проект дома L-153-1P Проект дома L-215-1P Проект дома L-248-3P Проект дома L-287-1P Проект дома M-230-1P Проект дома M-280-1P Проект дома M-282-1P Проект дома P-072-1P Проект дома R-405-1P Проект дома S-413-1P Проект дома V-548-1P Каркасные Проект дома J-127-1S Проект дома K-308-1S

Экономический кризис и загородное домостроение

Загородное домостроение

Финансово-экономический кризис 2008 года оказался для загородного домостроения испытанием хоть и серьезным, но полезным. Как говорится, худа без добра не бывает: вместо ожидаемого спада уже в начале следующего 2009 года кризис неожиданным образом стал стимулировать продажи загородных домов. Сегодня этот сегмент строительства активно развивается, и цены на жилье за пределами мегаполиса в среднем растут на 20% в год. И хотя в «пользе» кризиса убеждены далеко не все эксперты, в том, что за последние четыре года рынок загородный недвижимости претерпел серьезные изменения, экспертное сообщество единодушно.

Рыночные потрясения

В 2008 год отрасль входила будучи уже достаточно крепкой, но с неравномерно развитыми сегментами. За плечами были годы индивидуального строительства дорогих и неликвидных коттеджей, затем пришло время активного строительства и спроса на индивидуальные коттеджи премиум- и бизнес-класса. Повышение уровня жизни и увеличение числа потребителей с высоким доходом подвигло в 2001-2004 годах к строительству коттеджных поселков, а начиная с 2004 года на рынке стали появляться материалы и технологии, позволяющие активно развиваться и эконом-классу.

Таким образом, к 2008 году отрасль имела три четко выраженных сегмента: эконом-, бизнес- и элит-класс, однако в кризис она вступала, с одной стороны, «заточенная» на покупателя с достаточно высоким уровнем дохода, с другой – с явным отставанием в категории жилья эконом-класса. Именно в сегменте элит- и бизнес-класса специалисты ждали основного удара кризиса, что, собственно, и произошло: доля элитных поселков стала неуклонно снижаться. По экспертным данным, в Ленинградской области в 2007 году среди вышедших на рынок поселков 14% были элитными, в 2008 году их было уже в два раза меньше – 7%. А в сегменте бизнес-класса, предложения которого обычно направлены на менеджеров высокого и среднего уровня, продажи на какое-то время и вовсе замерли. Эта категория граждан в кризис ощутила значительное снижение зарплат, к тому же увеличился процент по ипотеке, поэтому покупки загородной недвижимости были отложены до лучших времен. Сделки в элит-классе, тем не менее, не прекращались, а объем строительств и продаж проектов домов эконом-класса начал расти.

Эксперты отмечают одну особенность. Поскольку рынок загородной недвижимости менее ликвидный, чем другие, то его реакция на кризисные явления всегда более вялая. К тому же покупка загородного дома – дело неспешное; на переговоры, выбор объекта и просмотры времени обычно уходит немало, поэтому если кризис длится не более полугода – рынок его просто не замечает. Однако нынешний кризис рынок, безусловно, заметил и отреагировал на него достаточно сильно. Здесь сказался еще один нюанс: дом за городской чертой, на природе не является предметом первой необходимости, поэтому его покупку всегда можно отсрочить, что и произошло в 2008 году. На падение потребительского спроса рынок ответил резким снижением цен. При этом оставшийся на рынке покупатель стал более разборчивым, его предпочтения сместились в сторону самых дешевых домов и непрестижных районов. Ситуация для компаний, ориентированных на покупателя с высоким уровнем дохода, сложилась критическая и заставила срочно искать пути выживания.

Сильным кризис не помеха

К счастью, общей стагнации рынка не случилось. Большинство крупных проектов было заложено еще до кризиса, поэтому самый затратный и сложный этап строительства многими компаниями был уже пройден. Тем не менее финансовая ситуация складывалась непростая, средств на дальнейшее строительство катастрофически не хватало и многие объекты пришлось «заморозить». Компании стали срочно адаптироваться к новым условиям и серьезно корректировать свои планы. Те, кто не сумел этого сделать, рынок покинули. Среди застройщиков произошел так называемый естественный отбор, что многие специалисты считают событием позитивным.

По оценкам экспертов, на докризисном рынке загородной недвижимости цены были сильно завышены, а качество не всегда им соответствовало. Неплохо развивающийся рынок привлекал, к сожалению, не только добросовестных девелоперов-застройщиков, но и случайных игроков, не имеющих ни достаточного опыта, ни грамотных специалистов. В профессиональной среде их окрестили девелоперами-ковбоями. Пользуясь тем, что на волне ажиотажного спроса практически любой объект недвижимости был ликвидным, «ковбои» выводили на рынок откровенно некачественные и переоцененные проекты, чем наносили большой вред отрасли. В первые же месяцы кризиса они исчезли с горизонта, а добросовестные застройщики стали менять свои концепции, максимально приближая их к потребностям и желаниям потенциального покупателя.

Компании стали более взвешенно подходить к своим проектам, прорабатывая их тщательнейшим образом и используя всякую возможность понижения себестоимости. С этой точки зрения учитывалось все: метраж, планировки, материалы, инженерные системы, концептуальные решения. В пик кризиса многие застройщики продавали дома по цене, близкой к себестоимости, и бывали случаи, когда объекты реализовались вообще без прибыли, чтобы обеспечить финансирование текущего строительства. По ходу дела менялись концепции крупных коттеджных поселков и приоритет отдавался более дешевым вариантам строительства. Стала расти доля проектов эконом-класса. В результате грамотных действий застройщиков обвала рынка не случилось, и как только кризисные явления стали ослабевать – сработал эффект отложенного спроса. Потенциальные покупатели загородного жилья ожидали резкого падения цен и не спешили с покупкой, но когда стало понятно, что цены стабилизируются, продажи оживились.

Эксперты отмечают, что в сфере загородного домостроения рынок стал подниматься быстрее, чем в сфере городского строительства, и во многом это заслуга девелоперов, которые не растерялись и адекватно отреагировали на новые условия. Застройщики вывели на рынок загородной недвижимости объекты меньшего метража, и теперь потенциальному покупателю предлагались индивидуальные дома площадью 100–150 кв. м, таунхаусы от 80 кв. м и небольшие участки. Количество проектов с таунхаусами увеличилось, предложений в сегменте эконом-класса стало больше, причем как для постоянного, так и для временного проживания.

Покупателю на пользу

Если до 2008 года наблюдался большой разрыв между теми, кто мог позволить себе коттедж класса-премиум, и теми, у кого не доставало средств даже на самое скромное загородное жилье, то кризис, определенно, сыграл свою положительную роль: продавцы загородной недвижимости повернулись лицом к покупателю с не самым высоким доходом.

Нестабильность на рынке и резко возросшая конкуренция заставили компании задуматься над эффективностью собственного бизнеса и искать новые пути взаимодействия с клиентами и партнерами. Стало происходить укрупнение компаний, многие недобросовестные или откровенно слабые участники рынка вынуждены были уйти. Эксперты считают, что все это пошло на пользу, потому что именно сильные, крупные игроки способны предложить интересные варианты – хорошего качества и за «вменяемые» для покупателя деньги.

Кризис повлек за собой не только переориентацию на строительство более дешевых объектов. Стали появляться новые продукты и предложения, например небольшие земельные участки без готового строения, так называемые участки без подряда; в разгар кризиса продажа таких участков размером в шесть соток шла очень неплохо и выручила многие компании, оставшиеся на тот момент без финансовых средств.

Для клиентов это тоже оказалось выгодно: землю можно было купить достаточно дешево, а к строительству приступить в более благоприятные времена. Многие этой возможностью воспользовались, понимая, что в дальнейшем земля может только дорожать. Кстати сказать, небольшие земельные участки с подготовленной инфраструктурой пользуются спросом и сегодня, однако вставшим на ноги компаниям это уже не так интересно, и, скорее всего, количество таких предложений будет сокращаться.

Во время кризиса компании делали все возможное, чтобы удержать клиента: разрабатывали особые предложения, предлагали скидки, удобные схемы финансирования. Но кризис оказал существенное влияние и на самого покупателя. В компаниях отмечают, что у российских клиентов представления о загородном доме стали ближе к европейской традиции. Ведь для европейца загородный дом – это вовсе не крепость и не показатель достатка, а место отдыха, для чего вполне достаточно строения в 130–180 кв. м на участке в 10–15 соток.

При этом европейцы уделяют большое внимание экологии и энергоэффективности дома, инфраструктуре поселка. Теперь и российские покупатели подходят к приобретению загородной недвижимости более взвешенно, рационально, стараясь обращаться к хорошо зарекомендовавшим себя компаниям и избегать рисковых операций. Предпочтения сместились в сторону готовых объектов; теперь это стало возможным, поскольку на рынке – в отличие от докризисных времен, когда поселки раскупались на стадии строительства – появилось много предложений высокой степени готовности.

Зеленый свет инновациям

Эксперты считают, что и рынок, и покупатели остались в выигрыше от кризиса. С одной стороны, покупатели заняли более цивилизованную позицию в отношении загородной недвижимости, изменив свои запросы и приоритеты, с другой – рынок дал возможность реализовать потребности в качественном загородном жилье не только хорошо обеспеченным гражданам. Доля эконом-класса в последние два года выросла в полтора-два раза, при этом качество, потребительские характеристики и архитектурная привлекательность домов, предлагаемых к продаже в сегменте эконом-класса, стали выше.

Снизить цену на жилье и повысить его комфортность компании смогли благодаря активному использованию новых технологий и новых строительных материалов. Больше интереса стало проявляться к каркасному и каркасно-панельному домостроению, в частности деревянному, которое и в докризисные времена завоевывало все более прочные позиции. Дело в том, что каркасно-панельное строительство, широко применяемое в западных странах, позволяет решить неразрешимую на взгляд дилетанта задачу – уменьшить себестоимость строительства и при этом не потерять качества конечного продукта. Применение современных технологий каркасного и каркасно-панельного строительства дает возможность строить дома в любое время года быстро, экономично и получать при этом жилье с высокими теплосберегающими характеристиками, что не только обеспечивает комфортность проживания, но и сокращает расходы на его содержание. А последнее обстоятельство важно в любые времена, и уж тем более в кризисные. Не утратили своей актуальности и привычные для нас технологии деревянного строительства, в первую очередь – строительство домов из бруса, как наименее затратное. Востребованным стало строительство из газобетонных блоков. Хотя по сравнению с каркасно-панельным строительством это более длительный процесс, но так как сейчас наблюдается тенденция к уменьшению площади домов, строительство домов из газобетона тоже становится экономически выгодным, ведь небольшой дом из блоков можно подвести под крышу достаточно быстро. Эксперты отмечают, что в период кризиса газобетонные блоки стали прямым конкурентом кирпича.

Несмотря на то что доля бизнес- и элит-класса за последние годы значительно снизилась и пополнялась только единичными проектами, здесь тоже произошли изменения. Так или иначе кризис коснулся всех, и технологии энергосбережения оказались востребованными и в элитной недвижимости. Поэтому и компании, и заказчики все чаще стали обращаться к клееному брусу. Этот не дешевый материал обладает многими уникальными качествами, и его применение в строительстве позволяет повышать тепловые характеристики деревянного дома. В целом, эксперты отмечают, что теперь заказчики любой категории достатка на первое место ставят обеспечение комфорта и качества, а застройщики, у которых на горизонте маячит призрак новой волны кризиса, всячески стараются предоставить покупателю именно то, в чем он сегодня нуждается.

Лидер просмотров
Проект V-550-1K Проект дома V-550-1K
Лидер продаж
Проект K-241-1P Проект дома K-241-1P